Если художественное полотно производит сильное впечатление, то, независимо от характера этого впечатления, в нашем мозгу активируются нервные цепи, отвечающие за осознание собственной личности и самоанализ.
hpl1025).">
Сильные эстетические впечатления, независимо от их конкретного характера, обращаются к нашему самосознанию (Люсьен Фрейд, «Социальный смотритель спит») (фото ).
Известно, что эстетические впечатления активируют определённые участки мозга, располагающиеся в частности в средней префронтальной коре и . Исследователи из (США) взялись детализировать эти данные, исследовав интенсивность реакции и специализацию разных отделов мозга в ответ на эстетические впечатления. Среди участвовавших в эксперименте были и те, кто редко сталкивался с произведениями искусства, и те, кто готовился стать профессиональным искусствоведом. Каждому из них показывали 109 репродукций картин, которые относились к самым разным традициям и эпохам, от искусства Европы до японской живописи, от портрета эпохи Возрождения до современного абстракционизма. Исследователи выбирали такие работы, которые были бы не слишком знакомы, чтобы чисто эстетические впечатления от полотен не загрязнялись реакцией на их известность.
Испытуемые должны были по 4-балльной шкале оценить, насколько их взволновала та или иная картина, независимо от того, приятные или неприятные эмоции она вызвала. Оценивалась, скажем так, глубина эстетического потрясения. Ну и, естественно, за активностью мозга в это время наблюдали с помощью . После этого участникам снова показывали те же репродукции, но уже для того, чтобы им была дана конкретная эмоциональная оценка: радость, удовольствие, грусть, отвращение, было ли полотно прекрасным, забавным, внушающим благоговение и т. д. Как и следовало ожидать, субъективная оценка и в первом, и во втором случае никаким закономерностям не подчинялась: то, что одному казалось скучным, другого волновало до глубины души; там, где один испытывал благоговение, другому было всего лишь забавно. Сходство между подопытными начиналось на нейрофизиологическом уровне: на произведения искусства неизменно отзывалась височно-затылочная область коры, хотя её активность всё равно зависела от того, насколько «сильнодействующей» была картина.
При этом исследователи отмечают любопытный феномен: когда оценка силы впечатлений была максимальной, активизировалась довольно специфическая нейронная сеть, объединяющая фронтальную кору и некоторые подкорковые зоны и отвечающая за самосознание. Как пишут авторы в журнале , сильные эстетические переживания, по-видимому, затрагивают ядро личности, те нервные центры, которые занимаются вопросами «кто я?», «почему я думаю так, как я думаю?» и т. д. Может быть, сильное переживание заставляет как-то по-новому соотнести себя с окружающим миром, встроить новый опыт в структуру личности... Эти результаты ещё требуют интерпретаций и дополнительных исследований со стороны психологов и нейрофизиологов. И, разумеется, остаётся вопрос, что же в мозгу отвечает за субъективацию оценки, то есть где происходит сортировка одинаковых по силе впечатлений на хорошие и плохие, приятные и отвратительные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий