В конце 1980-х американский физик Эван Харрис Уокер в журнале Physics Today высказал гипотезу о том, что первая жена Эйнштейна Милева Марич была соавтором его знаменитой работы 1905 года по специальной теории относительности.
Публикация вызвала спор, и большинство физиков и историков науки отвергли это предположение.
Милева Марич с супругом.
Галина Вайнштейн, приглашённый сотрудник Центра по изучению наследия Эйнштейна Бостонского университета (США), предложила новый взгляд на эту будто бы проблему. По её словам, история началась после смерти великого учёного, когда советский физик Абрам Иоффе рассказал о некоторых деталях переписки с Эйнштейном, которую они вели в начале своей карьеры.
Иоффе попросил Эйнштейна выслать типографские оттиски ряда работ и выяснил, что автором этих статей был неизвестный в то время чиновник патентного бюро Берна по фамилии Эйнштейн-Марити. Марити — венгерский вариант фамилии Марич, а по швейцарскому обычаю к девичьей фамилии жены прибавляется фамилия мужа.
Г-жа Вайнштейн отмечает, что именно с этого и берёт начало нынешняя теория заговора. По её мнению, это не более чем недоразумение. Русский популяризатор науки Даниил Данин интерпретировал рассказ Иоффе как намёк на то, что Эйнштейн и Марич работали над теорией относительности вместе. В дальнейшем по испорченному телефону было передано, что в препринте Марич указывалась в качестве соавтора, но в финальном варианте, отправленном в печать, её имя исчезло. Г-н Уокер дошёл до утверждений о том, что Эйнштейн воровал идеи своей жены.
Есть и другая деталь, которая заинтересует сторонников теории заговора. В одном из писем Эйнштейна к Марич встречаются слова о том, что «наша работа над относительным движением» близится к успешному завершению. Г-жа Вайнштейн предлагает сразу два аргумента, которые всё ставят на свои места. Во-первых, письма Эйнштейна переполнены рассуждениями о физике, тогда как в посланиях Марич об этом нет ни слова, — скорее всего, она была не соавтором, а «резонатором»: говоря с ней, Эйнштейн лучше понимал себя. Во-вторых, Марич не обладала талантом физика или математика. Она провалила выпускные экзамены и не получила диплома. Г-жа Вайнштейн цитирует здесь другого историка, который подметил следующее: свидетельств того, что Марич была одарённым математиком, нет, но есть некоторые доказательства в пользу того, что таланта у неё не было.
Марич и Эйнштейн развелись в 1919 году. Во время бракоразводного процесса Эйнштейн согласился отдать ей все свои будущие Нобелевские премии до последней кроны. Сторонники теории заговора видят в этом доказательство участия Марич в работе над теорией относительности — мол, она понимала значение этой штуки и требовала справедливого вознаграждения за свой вклад. Г-жа Вайнштейн парирует это тем, что к тому времени уже всё окружение Эйнштейна знало, что это за человек и что Нобелевская премия (возможно, не одна) его не минует. А требование отдать деньги она считает естественным на фоне послевоенной разрухи в Германии. К тому же Марич не хотела развода и пребывала в депрессии.
Результаты исследования опубликованы на сайте arXiv.
Комментариев нет:
Отправить комментарий