Джефферсон Уильямс из компании (США), Маркус Шваб и Ахим Брауэр из попытались реконструировать сейсмическую активность в районе Мёртвого моря на заре новой эры и пришли к выводу, что Иисуса, скорее всего, распяли в пятницу 3 апреля 33 года.
Ганс Гольбейн Младший. «Мёртвый Христос в гробу» (1800–14 гг.).
В 27 главе Евангелие от Матфея сообщает, что смерти Галилеянина сопутствовало землетрясение: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись».
Исследователи изучили три керна, добытые на спа-курорте Эйн-Геди у Мёртвого моря в 13 км от Иерусалима. Годичные слои отложений в осадке говорят о том, что по крайней мере два сильных толчка сотрясли этот регион на рубеже эпох. Одно из них произошло в 31 г. до н. э., второе — между 26 и 36 гг. н. э.
Оставалось только подобрать наиболее подходящий год. На помощь пришли письменные источники. Все канонические евангелия указывают на то, что распятие пришлось на прокураторство в Иудее Понтия Пилата (об этом упоминает и Тацит в «Анналах», но у специалистов есть стойкое подозрение, что это позднейшая вставка) и состоялось в пятницу, а Иисус умер за несколько часов до , то есть вечером. Синоптические евангелия отмечают также, что смерть наступила до заката 14 дня месяца незадолго до . Евангелие от Иоанна, напротив, говорит о том, что это произошло вечером 15 нисана.
Сопоставив все данные, исследователи пришли к выводу, что наиболее вероятная дата — 3 апреля 33 года. При этом они отмечают, что землетрясение было достаточно сильным, чтобы деформировать осадок в районе Эйн-Геди, но едва ли способным вызвать те разрушения, о которых повествует Новый Завет.
Что касается темноты, окутавшей Землю после смерти Иисуса (об этом пишут три из четырёх канонических евангелия), — скорее всего, речь идёт о пыльной буре. Была ли она в действительности, тоже можно будет установить по анализу отложений в окрестностях Иерусалима.
Комментариев нет:
Отправить комментарий