Термин «» практически не использовался в XVI веке, а его популярность среди современных историков и писателей даёт искаженное представление об этом периоде английской истории.
Клифф Дэвис из и (Великобритания) проштудировал множество официальных документов, исторических хроник, поэм, пьес, памфлетов и выяснил, что Тюдорами английских монархов конца XV — начала XVII века называли очень редко вплоть до последних лет царствования Елизаветы I. Например, из целого моря стихотворений, написанных по случаю смерти Елизаветы I и восшествия на престол Якова I в 1603 году, только одно говорит о том, что на смену Тюдорам пришли Стюарты.
«Семейство Генриха VIII (аллегория преемственности Тюдоров)» (ок. 1572). Приписывается фламандцу Лукасу де Хееру.
Фамилия, имеющая валлийское происхождение, изначально звучала как «Тудур». , дед первого короля из этой династии , первым в роду перешёл на английский вариант. Но уже предпочитал не афишировать свою принадлежность к провинциальному семейству, выставляя себя воплощением союза двух более благородных английских кланов Йорков и Ланкастеров. Вероятно, поэтому слово «Тюдор» было практически неизвестно англичанам XVI веке.
Между тем многим историкам, писателям, авторам сценариев к кинофильмам этот термин кажется «гламурным», придающим определённый шарм повествованию о славной эпохе, пришедшей на смену кровавому XV веку. В действительности, отмечает г-н Дэвис, английскому монарху того времени не могло прийти в голову гордиться происхождением от валлийского авантюриста, даже если в его роду были какие-то полулегендарные местные короли, якобы обладавшие правом на владение всей Британией.
Историк обращает также внимание на то, что в современной историографии и популярной культуре термин «Тюдоры» стал обозначением не только определённой правящей династии, но и целого исторического периода, хотя, по его словам, правление Генриха VII, Генриха VIII и имело очень мало общего, не говоря уже о кратком царствовании Эдуарда VI и Марии I.
Кроме того, г-н Дэвис считает некорректными словосочетания «тюдоровские мужчины» и «тюдоровские женщины». Едва ли обычные люди идентифицировали себя с монархами. «Эти термины подразумевают автоматическую лояльность, что нельзя считать обоснованным», — подчёркивает специалист.
Столь же необоснованным исследователь называет представление о том, что люди той эпохи воспринимали своё время как новое, отличное от средневековья. «Исторические периоды — это искусственные сооружения историков», — напоминает г-н Дэвис.
Комментариев нет:
Отправить комментарий