На первый взгляд кажется, что речь идёт об интеллектуальной провокации: частная нидерландская компания полагает, что колонизировать Марс можно без разработки новых технологий, космических двигателей или новых источников энергии для космических миссий. Даже без атомной энергии.
Реально ли это — или желаемое в очередной раз превратится в недействительное?
Вот что самое интересное в этом «вбросе»: компания, основатель которой (Bas Lansdorp) может быть известен вам по проекту , с самого начала поставила перед собой кажущийся невыполнимым срок — апрель 2023 года — как дату начала колонизации, момент, когда человек впервые ступит на поверхность иной планеты.
В первое время космонавты будут жить в спускаемых капсулах — вчетвером в одной. В будущем предполагается строить герметичные жилища из местных материалов. (Здесь и ниже иллюстрации Mars One.)
Итак, концепция колонизации Марса почти без новых разработок в области космических технологий, с использованием уже существующих средств доставки (или тех, что вот-вот появятся), основывается на нескольких весьма необычных модификациях стандартных планов колонизации.
Во-первых, билет колонистам оплатят только в одну сторону. Звучит дико, но никто не станет забирать их с Марса: наоборот, будут подвозиться всё новые и новые космонавты, которых к 2033 году должно быть не менее 20 (раз в два года планируется доставлять по четыре человека). Это позволяет в значительной степени решить проблему «гравитационного колодца», когда очень небольшая часть массы, выводимой в космос, является полезной нагрузкой. В случае пилотируемого полёта на Марс в такую полезную нагрузку придётся включать массу ракеты, которая повезёт космонавтов назад. Ну а если все доставленные остаются на месте, то затраты на пилотируемый полёт падают в несколько раз, не очень-то превышая стоимость непилотируемого, предусматривающего возврат образцов марсианского грунта на Землю.
Но как они будут жить там, эти отважные колонизаторы без права на возврат? Второй пункт плана включает в себя обширное использование местных ресурсов. Точка приземления предполагается в районе, где много водного льда, который нужно будет лишь растопить, чтобы использовать для питья, гидропонных растений и получения (электролизом) кислорода для дыхания.
Где брать энергию для всего этого? Третий опорный столп концепции Mars One — использование ультрапростых по размещению солнечных батарей. Для первого квартета космонавтов планируется заготовить 3 000 м² батарей, которые будут просто положены на марсианскую поверхность. В случае пылевой бури — вроде тех, что так досаждают нынешним марсоходам, ограничивая их активность, — предполагается сдувать пыль с помощью устройств, размещённых на негерметизированных марсоходах (с ручным управлением).
Причины нелюбви авторов концепции к АЭС для марсианской миссии понятны: хотя атомная энергия поставляет мировой энергетике примерно одну шестую всего электричества, очень трудно представить, как страна с демократическим правительством сможет запустить атомный реактор в космос даже на борту самой надёжной ракеты-носителя. Самое главное: АЭС для этого надо будет разработать с нуля, в то время как лозунг Mars One — «Мы готовы к полёту сейчас».
Рядом с посадочными модулями прямо на грунт лягут солнечные батареи. На время песчаной бури помогут бортовые аккумуляторы.
В качестве ракеты-носителя предлагается использовать производства — разрабатываемую сейчас модификацию Falcon 9, недавно доставившую на орбиту корабль Dragon. Более крупная версия этого же КА, известная как , по мнению голландцев, подойдёт для семимесячного (на имеющихся двигателях быстрее не получится) полёта к Марсу.
Небольшой видеоматериал о проекте:
Если вас пробирает здоровый скептицизм по поводу планов Mars One, мы вас искренне понимаем. При всех трудностях создания космических АЭС солнечная постоянная в районе Марса в 2,25 раза ниже, чем на земной орбите. Поэтому солнечная энергия там не самый лучший помощник, а поездки на роверах к разложенным в марсианской пустыне батареям ради сдувания с них песка тоже попросят энергии. И тем не менее понять авторов концепции можно, недаром их поддерживает профессор Утрехтского университета , получивший в 1999 году Нобелевскую премию по физике. Действительно, если мы найдём решительных, вменяемых космонавтов, готовых прожить много лет при гравитации в 0,378 земной на гидропонике и консервах, ничего технически нереального в проекте нет. Да и выглядит идея такой колонизации Марса красиво. «Задействованы будут только частные фирмы, — заявляет профессор 'т Хоофт. — Никакого политического мумбо-юмбо, никаких денег налогоплательщиков».
Вопрос в другом. Витриной пилотируемой космической активности остаются 1960-е годы, когда космос стал обычной гонкой престижа между великими державами. Но и тогда исторический пик финансирования космической отрасли в США был равен 0,5% ВВП. Полёт на химических ракетах к Марсу и его последующая колонизация потребуют сравнимых финансовых усилий. То, что на это не пойдёт ни одно нынешнее правительство, очевидно. Смогут ли обеспечить прожектёров частные игроки в космическом секторе — вот ключевой вопрос предлагаемого Mars One проекта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий